«Социальная Архитектура» Питера Хинченса

В конце 2022 года я заинтересовался строительством сообществ. В таких случаях я всегда обращаюсь к книгам. Про построение сообществ написано довольно мало. Книга Питера — одна из немногих.

«Социальная Архитектура» Питера Хинченса

В конце 2022 года я заинтересовался строительством сообществ. В таких случаях я всегда обращаюсь к книгам. Про построение сообществ написано довольно мало. Книга Питера — одна из немногих.

Питер Хинченс (3 дек 1962 – 4 окт 2016) — программист и основатель сообщества ZeroMQ. Посвятил жизнь открытому программному обеспечению и проектам вокруг ZeroMQ в частности.

Далее цитаты из книги, которые я переработал, чтобы получить более менее связный текст. Я пропускал главы про С4 — свод правил для написания программного обеспечения сообществом. Так как был заинтересован в универсальной части про все сообщества в целом. Про С4 можно сделать отдельную статью.  Свои комментарии и дополнения я даю в (скобках).

Сама книга бесплатная и доступна по ссылке: https://irus.github.io/social-architecture-ru/

Предисловие

В книге «Мудрость толпы» Джеймс Шуровьески пишет: Толпа мудрее и постояннее всякого государя. Четыре элемента, необходимых для умной толпы: разнообразие мнений, независимость членов друг от друга, децентрализация и эффективные способы агрегировать мнения. Он описывает образцовую умную толпу.

Истоки Социальной Архитектуры

Определите убедительную миссию, чтобы привлечь новичков. Сделайте так, чтобы людям было легче начинать. Приветствуйте споры и конфликты, ведь в них рождаются хорошие идеи. Систематически делегируйте полномочия, создавайте соперничество. Работайте больше с добровольцами, чем с наемными сотрудниками. Добейтесь разнообразия и размаха. Пусть люди владеют работой, а не работа — людьми.

1. Инструментарий

Стандартная структура – насколько общая структура стабильна и предсказуема. Плавность обучения – насколько легко начать и продолжить учиться. Позитивность – насколько группа движима позитивными целями. Чувство юмора – насколько серьезно группа себя воспринимает. Минимализм – сколько лишней работы делает группа. Разумное финансирование – как группа борется за выживание в экономическом плане.

Начинайте много проектов и меняйте или отлаживайте ваши инструменты, если они не работают.

Во всех сообществах есть места, куда обращаются новички, чтобы задать вопрос. Будьте там, наблюдайте, почему новопришедшие теряются.

1.1. Четкая миссия

Реакция людей на миссию компании не должна быть «да, это благоразумно», а наоборот: «вы же это не серьезно, так?!».

Невозможные цели привлекают правильных людей к молодому проекту.

1.2. Свободное участие

Если основатели согласны, что «успех» определяется как «максимально возможное число участников», то в последующие годы это может помочь в сохранении целеустремленности. Это также облегчает измерение вашего успеха по мере развития.

Я втягиваю людей, даже если их вклад в общее дело мал или неверен. Сообщество важнее, чем продукт.

(Питер рекомендует начинать с маленького продукта, который вы можете поднять в одиночку. Тем не менее продукт должен быть полезен, амбициозен и иметь некую вирусность, чтобы привлечь людей. Этот первый продут вы, скорее всего выбросите или перепишите.)

Когда сообщество посевного продукта созреет, участники захотят создать его второе поколение. Как социальный архитектор, вы должны руководить этим так, чтобы усилия умной толпы были направлены на разработку «реального» продукта.

1.3. Прозрачность

Если люди не присоединяются к вашему посевному проекту, не продолжайте заниматься им. Вместо этого разберитесь, что их останавливает, и устраните это.

Секретность и некомпетентность идут рука об руку. Группам, работающим втайне, не постигнуть мудрости.

Когда один человек делает что-то в темном углу – это эксперимент. Когда двое или больше делают что-то в темном углу – это тайный заговор.

1.4. Бесплатные участники

Даже в добровольных сообществах каждый участник преследует свои интересы. Один бесплатный участник стоит десяти оплачиваемых сотрудников.

Люди с деньгами, но без навыков или вкуса, – шелуха общества.

1.5. Четкость протокола

Если каждый участник владеет тем, что он привнес в сообщество, а вы используете лицензию share-alike, вам не требуются переуступки авторских прав или возобновление лицензии от участников.

1.6. Компетентность власти

Назначайте самых активных участников на административные посты и побыстрее. У вас есть небольшой промежуток времени, чтобы успеть сделать это иначе они уйдут в другие проекты.

1.7. Нон-трайбализм

Если вы инвестируете деньги в сообщество, рассмотрите вариант использования торговой марки в США, чтобы иметь возможность предотвращать использование другими людьми похожих имитирующих названий, которые не имеют к вам отношения. Это стоит около 750 долларов.

Держитесь подальше от формальных моделей членства, особенно тех, которые стараются превратить людей в собственность группы.

1.8. Самоорганизация

Сообществам требуется иерархия полномочий. Однако она должна быть подвижной и строго делегированной.

1.9. Толерантность

В разношерстной группе возникают конфликтующие мнения, и здоровая группа эти конфликты охватывает и перерабатывает.

Критики, иконоборцы, вандалы, шпионы и тролли держат группу в напряжении. Они могут быть катализатором вовлеченности остальных участников.

Как сообщества разбираются с троллями и вандалами, это одно. Разобраться с фундаментальными отличиями мнений – это другое.

Если есть интересная проблема, сделайте так, чтобы несколько команд соревновались, пытаясь решить ее. Соревнование — очень веселая штука, и может породить лучшие решения, чем монополистический подход.

1.10. Измеримый успех

Найдите возможности информировать ваших участников о том, насколько хорошо развиваются их проекты.

1.11. Высокое награждение

Преобладающая мотивация – потребность в восхищении за достигнутый успех. Как индивидуумом, так и в составе команды.

Мне кажется, (система кармы) отдает манипуляциями и отвлекает от миссии сообщества. Люди должны принимать участие, стремясь к успеху проекта, а не к большому количеству игровых баллов.

Когда люди просят вас сделать что-то, а вы не знаете как, тогда объявите публично, что это «невозможно». Или предложите решение настолько нелепое и безнадежное, что настоящие эксперты от возмущения возьмутся за дело.

1.12. Децентрализация

Если группа децентрализована, ее члены более независимы, они получают большее различных входных данных, и они с самого начала разнообразны.

Вам нужны собрания, чтобы добиться от группы работы? Это знак того, что у вас есть глубокие проблемы в совместной работе. Вы исключаете людей, которые физически не находятся рядом.

1.13. Свободная рабочая среда

Сделайте создание новых проектов для зарегистрированных пользователей максимально простым.

1.14. Стандартная структура

Спроектируйте ваше сообщество как город поддающихся поиску проектов, где любой может начать новый проект. Бизнес тяготеет к замкам, которые неизбежно будут посвящены Важным Персонам, а не проектам.

Успешные онлайн-сообщества – это города, а не замки.

Запутанность отпугивает людей. Решением является использование стандартных структур. Сложно выучить структуры глубже трех-четырех уровней. Однако мы с радостью исследуем очень широкие системы с тысячами или миллионами блоков, если эти блоки соответствуют отдельным задачам или проектам.

1.15. Плавность обучения

Считайте ваше сообщество компьютерной игрой, где сложность уровней возрастает соразмерно с выигрышем.

1.16. Позитивность

Если вы продвигаете свое сообщество, нападая на конкурентов, вы привлечете определенно настроенных людей, и такой настрой получит развитие.

Рано или поздно негатив обернется внутрь и может оказаться губителен для сообщества.

На своем опыте знаю, что лучше задать позитивный тон с самого начала. Конкуренты – это благо, т.к. дают на возможность состязаться. Подражатели – тоже хорошо, потому что подтверждают, что рынку вы нужны. Тролли и вандалы – отлично, ведь они дают искренним людям дополнительный шанс доказать свою полезность.

Добро пожаловать всем, за исключением безнадежных смутьянов.

1.17. Чувство юмора

Чем более серьезную тему затрагивает ваше сообщение, тем больше вам потребуется юмора. Недостаток юмора в организации – явный признак того, что все там фундаментально убого. Хуже всего, что тогда группа становится уязвимой для конфликтов и расколов.

Юмор сводит на нет трайбализм и эмоции, и позволяет людям работать вместе, даже если они сильно отличаются друг от друга.

1.18. Минимализм

Общее правило – делайте всегда тот минимум объема работ, которого будет достаточно, чтобы всё работало.

1.19. Разумное финансирование

Мы можем мотивировать людей с помощью денег до определенной степени. После этого, только психопаты будут показывать пропорциональную реакцию.

В моем деле самыми вероломными оказывались те, кому я больше всего платил.

Остерегайтесь людей, которые готовы взять на себе серьезные риски без требования соответствующего вознаграждения, – они склонны перегорать

Каждый раз, собираясь потратить деньги на сообщество, поинтересуйтесь, не может ли кто-нибудь вам помочь с проблемой.

2. Дополнительные аспекты

2.1. Маркетинговая Кривая

Важно понимать, как сообщества развиваются с течением времени. В классической маркетинговой кривой новая технология, идея или продукт входят на рынок как волна, начиная с энтузиастов и первопроходцев, затем ранних последователей, затем массового рынка, затем поздних последователей и, наконец, скептиков.

Как только вы поймете маркетинговую кривую, вы поймете, почему контрпродуктивно, например, писать идеальные учебники для ранних версий. Вы все равно не получите массовый рынок, и это будет выглядеть слишком покровительственно по отношению к ранним последователям.

2.4. Коллективный Индекс Интеллекта или КИИ (CII)

Однажды сформированная, умная и гибкая толпа может запросто создавать новые миссии. Контент — явление преходящее и зачастую бесполезное, а толпа — нет.

3.3. Психология архитектуры программного обеспечения

Способ нашей организации важнее того, кем мы являемся. Одна и та же группа, организованная по-другому, может выдать совсем другие результаты.
Архитектура должна быть простой для понимания и должна создавать пространство и возможность для эгоистичных поступков, от которых выиграют все.

(Неполный список!)

Зависть. Архитектура должна предусмотреть пространство для публичных соревнований, с четкими и понятными всем правилами.

Страх. Архитектура должна позаботиться о том, чтобы люди могли просто и недорого проводить эксперименты скрытно, достигать успеха без наказания в случае неудачи.

Взаимодействие. Архитектура должна устанавливать строгие правила, которые будут указывать, как людям работать вместе, а не на то, над чем им работать.

Конформизм. Если паттерны поведения хорошие, понятно изложены и задокументированы, и обязательны, мы естественным образом каждый раз будем выбирать правильный вариант поведения.

Гордость. Архитектура должна обеспечить, чтобы каждая часть нашей работы была подписана.

Жадность. Архитектура должна экономически стимулировать нас тратить ресурсы на достижение результата.

3.4. Важность контрактов

Настоящая натура человека далеко не так прекрасна. Мы на самом деле ни ангелы и ни дьяволы, а просто своекорыстные победители, последние звенья единой цепи победителей длинной в миллиард лет. В бизнесе, сердечных делах или при совместной работе мы либо боремся и спорим, либо оставляем их.

3.5. Выпей меня

В индустрии программного обеспечения есть друзья, враги и пища. BSD выставляет нас в глазах других обедом. Закрытый код — врагами.

3.6. Процесс

Ваша цель как лидера сообщества — мотивировать людей добраться туда и исследовать, убедить их, что это безопасно для них и для окружающих, награждать их в случае успешных открытий и гарантировать им, что своим знанием они могут поделиться с другими.

3.7. Безумство, красота и простота

Вам нужна такая цель, которая будет достаточно безумной и простой, чтобы вытащить людей из кровати утром. Ваше сообщество должно привлекать лучших людей, а это требует чего-то особенного.

3.9. Неограниченная собственность

Идеи дешевы. А вот что является собственностью, так это та тяжелая работа, которые мы делаем, создавая рынок.

3.10. Забота и поддержка

  1. Нам требуется некое символическое лидерство или владельцы, которые будут выступать конечными арбитрами в случае возникновения конфликта.
  2. Сообществам требуются правила жизни.
  3. Сообществам нужна некоторая финансовая поддержка.
  4. Продажи и коммерческое посредничество также важны.
Я могу покончить с проектом с лицензией BSD, наняв ключевых участников и прекратив выпуск новых патчей. Но, даже имея миллиард долларов, я не могу убить проект с лицензией GPL.

4.2. Цели

Запишите свой процесс; иначе вы не сможете его улучшить.

Любопытное наблюдение: люди, которые преуспевают в сложных ситуациях, любят повышать градус запутанности, потому что тогда они сохраняют свою высокую ценность. Это эффект Кобры.

4.5. Требования к патчу

Быстрое принятие несовершенных патчей, что я называю «оптимистичным слиянием», всегда приводит к лучшим результатам, чем требование от участников идеальной работы.

5.2. Как ZeroMQ потерял свою дорожную карту

Интеллект — это социальный эффект, хотя он и ощущается как что-то личное. Человек, отрезанный от других, перестает думать. Мы не можем ни определить проблемы, ни оценить их решения без других людей.

5.6. Эмоциональное выгорание

Как правило, когда мы далаем что-либо на добровольной основе, нам достаточно лишь услышать в ответ "Эй, это очень круто!". Карма - это мощный мотиватор.

5.7. Шаблоны для успеха

Я завершу эту главу серией шаблонов поведения для достижения успеха в разработке программного обеспечения.

(Я описал только те, которые затронули мое внимание. Вот полный список: Ленивый перфекционист, Доброжелательный тиран, Небо и Земля, Открытая дверь, Смеющийся клоун, Заботливый генерал, Социальный инженер, Преданный садовник, Бродяга, Пиратская банда, Флешмоб, Канарейка-дозорный, Виселица, Историк, Провокатор, Мистик)

5.9. Доброжелательный тиран

Доброжелательный тиран делит большие проблемы на мелкие и отдаёт их разным группам, чтобы сосредоточиться.

5.12. Открытая дверь

Открытая дверь принимает вклад в дело от почти любого. Она рассчитывает, что даже тролль принесет разнообразие в мнение группы.

5.14. Социальный инженер

Социальный инженер никогда не действует основываясь на своих собственных эмоциях.

5.19. Канарейка-дозорный

Боль, как правило, не является хорошим знаком. Канарейка-дозорный измеряет качество организации по его собственному уровню страданий и по наблюдаемому уровню удовлетворения тех, с кем он работает. Он приводит новых участников в организации, чтобы тем могли показать еще сырые “страдания невиновных”. Он может использовать алкоголь, чтобы заставить других рассказать о своих болевых точках. Он спрашивает других и самого себя: “Вы счастливы участвовать в этом процессе, и если нет, то почему?” Когда организация процесса причиняет боль ему или другим, он рассматривает это как проблему, которая должна быть решена. Люди должны наслаждаться своей работой.

5.22. Провокатор

Внешний враг может сподвигнуть пассивную команду к действию. Провокатор никогда не принимает дедлайн слишком серьёзно. Продукт всегда готов к отправке.

6.3. Компоненты Живой Системы

Спланированное Системы: поначалу все работает хорошо, но почти или вовсе не растет. В то время как хоть запуск Живой Системы и занимает немного больше времени, ее последующий рост безграничен.